Формирование благоприятного психологического климата в детском коллективе
Социально – психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Психологический климат в детском коллективе прежде всего проявляется:
- в общих эмоционально насыщенных отношениях детей к происходящему;
- в активности обучающихся, их сознательном отношении к образовательному процессу;
- в доброжелательных отношениях со сверстниками и взрослыми.
Факторы, влияющие на состояние психологического климата:
- факторы макросреды и микросреды;
- личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Для того, чтобы изучить социально- педагогический климат в детском обьединении, педагоги должны знать:
Эмпирические референты социально- психологического климата класса:
Благоприятный СПК
Параметры |
Вербальные референты |
Невербальные референты |
Эмоциональный фон |
Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам |
Доброжелательные улыбки, смех. Позитивный или спокойный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству |
Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами. Высказывание заинтересованности во мнениях других( «А как ты думаешь?», « Вам это нравиться ?». |
Выслушивание с демонстрацией внимания (поддакивания, угуканием), контактом глаз. Равноправные позиции( по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга) |
Эффективность взаимодействия |
Словестное подтверждение решения поставленной задачи. Словестное выражение удовлетворения результатом |
Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой. Улыбка при подведении итогов работы |
Неблагоприятный СПК
Параметры |
Вербальные референты |
Невербальные референты |
Эмоциональный фон |
Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам |
Недоброжелательные улыбки смех, обидные слова в адрес одноклассников .Печальный или враждебный тон высказываний. |
Способность к сотрудничеству |
Перебивание собеседника. Высказывание незаинтересованности во мнении других ( « А кто тебя спрашивает?», « А ты здесь причем?» |
Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз. Неравноправные позиции( стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению) |
Эффективность взаимодействия |
Словестное отрицание решения поставленной задачи. Словестное выражение неудовлетворения результатом |
Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой. Печаль или враждебность при подведении итогов работы. |
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность,свобода своего «я».
При неблагоприятном климате: незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
- Личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
- Профессиональные качества педагогов ( теоретическая и методическая вооруженность).
- Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт учащихся, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива зависит от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие так называемые межличностные отношения.
Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата
- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
- если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе, сходить в поход, отдохнуть;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
- привносить общечеловеческие ценность в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно- положительных отношений между учителями и учащимися;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.